L-NecCMS 2016-10-12
Хостинг в Украине
Habent sua fata libelli
Главная » Литература » Литература (вся) » Иванъ Герасимовичъ Харитоненко. († 30 Ноября 1899 года.)
X1
брошюра
1894
Обложка
Краеведение, справочники

Иванъ Герасимовичъ Харитоненко. († 30 Ноября 1899 года.).
— Харьков: (Типография «Южного Края»), 1894.
— 24 с.; 1 ил.
— 157×225×2 мм.

Брошюра состоит из трёх частей: первая — краткая биография Ивана Герасимовича Харитоненко (эта часть разбита на два параграфа — в начале брошюры и в конце её); вторая — слово преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, при погребении Харитоненко; третья — описание похорон Ивана Герасимовича.

Дозволено цензурой, Харьков, 21 марта 1894 года.

Слово
преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского,
при погребении действительного статского советника, Ивана Герасимовича Харитоненко.

(страницы 10 — 14 брошюры)

Мы совершили по чиноположению церковному погребальное моление об упокоении души Ивана Герасимовича. Помянём его и добрым словом, — словом правды, любви и благодарности.

Кончина его есть горестное событие не только для его семьи и друзей, но и для всего здешнего края. Его жизнь здесь всем известна, но мы найдём утешение, восстановив в своём воспоминании его духовный облик и главнейшие черты его характера и деятельности.

Почивший не знатного происхождения: он был сын крестьянина (чего никогда не стыдился), но тем поразительнее сближение первой и второй половины его жизни. В первой — бедность и простота, во второй — богатство и великолепие; в первой — смиренная и безвестная доля, во второй громкая известность и высшие отличия в звании и знаках Монаршей милости; в начале зависимость и исполнение чужих приказаний, потом управление обширными коммерческими заведениями и тысячами людей, у него служивших и трудившихся под его руководством; в начале потребность в помощи других, потом могущественное покровительство другим и многообъемлющая благотворительность. Правда, подобные явления не редко встречаются в нашем отечестве. Самородки из простого народа силою дарований и упорного труда составляют себе и громадные состояния, и видное общественное положение; но в жизни Ивана Герасимовича есть особенности, резко выделяющие его из числа ему подобных.

Он не получил научного образования. Он научился в детстве грамоте и получил религиозное настроение, как и свойственно простому русскому человеку, под руководством святой Православной Церкви и под влиянием благочестивых народных обычаев. Но в нём поражали развитие ума и разнообразные сведения, приобретённые путём самообразования. Казалось, не было предмета в нравственной и общественной жизни выше его понимания. Он горячо любил отечество и имел верные понятия о средствах устроения его благосостояния; он следил за всеми современными усовершенствованиями в общественной жизни, но без односторонних увлечений, строго отличая всё истинно полезное от лишних и ненадёжных нововведений. В беседе с ним всегда приятно было видеть, как живо работает его ум, и слышать его свободную и одушевлённую речь.

Иван Герасимович страстно любил свою коммерческую деятельность, но не своекорыстная жажда приобретения и обогащения была душою его предприятий и трудов. Он любил промышленность, как учёный любит свою науку, как художник любит своё искусство. От того все его обширные заведения носят на себе печать не только соответствующего цели благоустройства, но красоты и изящества. От того не только его заводские здания, но и все окружающие их помещения для служащих свидетельствуют, что в его учреждениях нет той мелкой и сухой расчётливости, которая боится истратить что-нибудь не для себя, а для пользы и утешения других. От того его поля представляют прекрасные картины усовершенствованного земледелия, а его обширные леса скорее похожи на бережёные сады, чем на доходные статьи, у большой части хозяев безжалостно истребляемые. Он радовался, видя тысячи народа, работавшего на его полях, и с утешением говорил, что вокруг его имений нет у крестьян казённых недоимок; а как он ценил и награждал людей служащих у него и своих сотрудников, — это видно по тому достатку, которым они пользуются, и по тому процветанию здешнего города, которое мы видим.

Коммерческая деятельность почившего была благотворна для всего здешнего края по тому направлению, какое дано было ей, но его благотворительность, обильная здесь, далеко разливалась за пределы его родины. И трудно перечислить все роды его пожертвований и все предметы, на которые они простирались. Построение храмов, открытие приписных церквей, приют для бедных детей, обширные здания для учебных заведений, стипендии для учащихся в них, церковно-приходские школы, духовные училища, вспомоществования бедному духовенству, пенсии вдовам и сиротам, раздачи бедным при приходских церквах — всё это было на наших глазах, но что сделано тайно, это ведомо единому Богу и тем, кому благотворил он. Если его состояние было обширно, то и благодеяния текли из него во все стороны обильными ручьями.

Но, что составляло высокую нравственную черту в характере почившего, это его христианское настроение и глубокое благочестие. Он был усердный посетитель церковных богослужений и исполнитель заповедей церковных о говении и приобщении, что подтвердилось и благоговейным принятием Святых Таинств пред его кончиною. Он всё начинал с благословения Божия и молитвы, всё приписывал милости Божией и за всё благодарил создателя всех благ — Бога. Он остерегался тщеславия и не имел пристрастия к светским удовольствиям. Пользуясь разумно богатством и доставляемыми им удобствами, он не любил пустого блеска и шумных увеселений. Он склонен был больше доставлять удовольствие других, и особенно детям, (которых собирал из всех учебных заведений своего города на увеселительные прогулки), — чем исполнят какие-либо собственные прихоти. Он делил своё время на труд и тихое отдохновение в кругу семьи и близких к нему людей. В общем складе дарований и убеждений — это был тип цельного русского человека: умён, проницателен, осторожен, набожен, щедр и гостеприимен. Всеми корнями своей души он твердо стоял на почве Православной Церкви, на её уставах и народных преданиях, а в смысле гражданина — на безграничной преданности Царю и любви к отечеству. При взгляде на него и беседе с ним мне часто приходило на мысль: что, если бы вое наши учёные и образованные люди так крепко и в такой целости хранили свои народные свойства и убеждения! Тогда не было бы видимого нами ныне шатания и колебаний в нашей общественной жизни; твёрдо и прямо шло бы наше отечество по пути своего исторического призвания.

Иван Герасимович любил свой город и вас, его сограждан. В последнее время его озабочивала мысль, как и чем бы обеспечить благосостояние и процветание его родного города в будущем. Воздайте ему за его любовь к вам любовью и доброю памятью. Впишите имя его в ваши поминальные «грамотки» для поминовения его перед престолом Божиим и молитесь об упокоении души его. Призывайте Божие благословение на его семейство и оставленные им дела и учреждения, чтобы из дома его не иссякал поток благотворения, чем и исполнится его сердечная забота об обеспечении вашего благосостояния.

Быстрый переход: 
RSS
Поделиться